За четверть пакета акций
«АэроСвита» – крупнейшего авиаперевозчика Украины – Фонд госимущества
просит аж... 17 млн гривен – около $2 млн...
«Государство
намерено избавиться от принадлежащих ему долей в авиакомпаниях
«АэроСвит» и «Международные авиалинии Украины». Именно так говорилось в
одном из информационных сообщений, датированных 5 марта 2008 года.
Спустя полтора года это намерение относительно компании «АэроСвит»
приобрело вполне конкретные формы – 8 сентября 2009 года Фонд
госимущества Украины (ФГИУ) письменно известил акционеров авиакомпании
о намерении продать принадлежащий государству пакет акций.
«АэроСвит»
был одной из первых украинских авиакомпаний с иностранным капиталом, на
сегодняшний день государству в ней принадлежит 22,3941% уставного фонда
или 96,83 тыс. акций. От них-то и решил избавиться ФГИУ, оценив пакет в
17,003 млн грн. Конечно, в сравнении с их номинальной стоимостью – 4
млн 336 тыс. 47 грн 40 коп. – цена выросла почти в четыре раза, однако
возникает вопрос – насколько сегодня объективна подобная оценка?
Путем
нехитрых подсчетов легко выяснить, что, по мнению ФГИУ, весь «АэроСвит»
стоит порядка 9 млн долларов. И это при том, что только парк самолетов
компании насчитывает 10 среднемагистральных «Боингов-737» (стоимость
одного – 50–85 млн долларов) и 3 дальнемагистральных «Боинга-767»
(134–169 млн долларов).
Ну и, конечно же, нельзя забывать о
том, что «АэроСвиту» принадлежит земельный участок площадью 66 га в
Форосе, на котором находится 14-этажный санаторий с одноименным
названием. Даже сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса,
независимые эксперты оценивают эту крымскую землю не менее чем в 150
млн долларов. А тут вдруг какие-то несчастные 17 млн грн за почти
четверть всех акций «АэроСвита»!
Как известно, из-за того, что
«АэроСвит» является закрытым акционерным обществом, приоритетное право
на выкуп госпакета акций имеют его акционеры: голландская компания
Gilward Investments, владеющая 38% акций ЗАО «АэроСвит», ООО «Бюро»
(4,8% акций), а также Виктор Пинчук компания которого («ГенАвиаИнвест»)
владеет примерно 24,9% акций. Несложно заметить, что приобретение
госпакета обеспечит одной из групп резкое усиление влияния. И, судя по
цене, на очень «эксклюзивных» условиях.
Гадать о том, кто именно
из акционеров пытается таким образом усилить свои позиции в компании,
дело неблагодарное. Однако нельзя не упомянуть об имевшем место в
прошлом году громком инциденте с собственностью «АэроСвита».
Принадлежащий Виктору Пинчуку банк «Кредит-Днепр» пытался взять в залог
принадлежащий «АэроСвиту» участок земли в Крыму в обмен на кредит,
сумма которого была в 15 раз меньше стоимости земли. Поднялся большой
скандал, акционеры запротестовали и благодаря широкому резонансу,
поднятому в СМИ, участок таки остался за компанией. И вот налицо явная
попытка все-таки осуществить задуманное.
Совершенно очевидно,
что нынешнее руководство ФГИУ не может не понимать, что почти четверть
акций «АэроСвита» оценили в откровенно смехотворную сумму. Крупнейший
украинский авиаперевозчик, контролирующий свыше 40% авиаперевозок
Украины, явно не может стоить в несколько раз меньше одного из
принадлежащих ему самолетов. Лишним подтверждением существования
откровенного «заказа» на покупку «АэроСвита» служит и фигура оценщика –
консалтинговая фирма «Остров». С завидным постоянством она оказывается
в центре всевозможных приватизационных скандалов.
Стоимость
госпакета акций «АэроСвита» не только многократно занизили, но и
провели номинальную оценку авиакомпании, не дождавшись даже подведения
итогов III квартала. Хотя, исходя из анализа показателей «АэроСвита» в
прошлые годы, именно за I-III кварталы формируется около 80% ее дохода.
Какая уж тут может быть достоверная и полная оценка результатов
финансовой деятельности. Ну и, конечно же, желание «заинтересованного
лица» как можно быстрее и как можно дешевле купить столь лакомый
кусочек госсобственности прикрывается дежурными заявлениями о
необходимости пополнения госбюджета.
Еще одним подтверждением
абсолютной необъективности оценки стоимости акций, по которой ФГИУ
собирается продать госпакет «АэроСвита», является предложение,
направленное в Фонд компанией «Днеправиа». Эта структура предлагает 232
млн грн, что в 13,5 раз превышает цену ФГИУ. Как говорится,
почувствуйте разницу.
Цена в немногим более 17 миллионов гривен
является крайне заниженной и, очевидно, не учитывающей позиции
авиакомпании «АэроСвит» на мировом и внутреннем рынках, ценность
всемирно известного бренда «АэроСвит», а также отдельных активов
компании. Авиационная компания «Днеправиа» просит допустить ее к
участию в приватизации госпакета акций ЗАО «Авиакомпания «АэроСвит» и
не продавать госпакет акций авиакомпании по заниженной цене», –
говорится в размещенном на сайте УНИАН открытом письме «Днеправиа»
Фонду госимущества Украины.
Автор: Илья АРКАДЬЕВ
|